В начало раздела In the first paragraph page

Журнал "Домашний компьютер":

Corel XARA любовь моя - 2

Headline studio новый стандарт или стандарто-мания? (Metacreations Hadline Sudio)

Создай свой мир! (Bryce3D)

Сказание о бесплатном мыле (Kai's Photo Soap)

Экспрессионизм тоже должен быть ... (Metacreations Expression)

Первый урок Adobe Photoshop

Show must go on!
(Kai's Power Show)


Painter 5 что новенького? (Fractal Design Painter 5)

Газета "Смоленские губернские ведомости":

Всё будет хорошо

Газета "Хай - Хэт"

Всё будет х..

о газетах и песТнях...

Дело рук самих

Любовь моя, CorelXARA 2

Часть 1 Графика для Интернет -- в лучшем виде!
PDF версия 450К

CorelXARA постоянные читатели журнала уже наверняка наслышаны. В "Домашнем компьютере" ?11 1997 г. мы уже рассказывали о простоте и удобстве художественной работы в этой программе. И, наверное, не было бы смысла обращаться к этой теме вновь, если бы не новая версия этого замечательного программного продукта, вышедшая в прошлом году. Так устроен человек, что однажды понравившаяся вещь обязательно вызывает приятные воспоминания. А в случае с программным обеспечением это значит, что поиск следующей версии запавшей в душу программы становится навязчивой идеей. Таков и мой случай.
Сначала на сервере компании Xara Ltd было объявлено о готовящемся новом продукте. Затем прошли месяцы томительного ожидания, пока новое изделие дотянется до России. Это же не Windows 2000, появляющийся у лоточников задолго до того, как его выпустит Microsoft. При первом же удобном случае я установил вторую версию CorelXARA и с трепетом отправился на www.xara.com в ожидании новых сообщений. Мой сегодняшний рассказ о том, что нового приготовила нам CorelXARA 2.0.
И вот тут, к своему огорчению (или радости), я вынужден сказать, что в новой CorelXARA внешне ничего не изменилось. Да, да! Все то, чем завораживала первая версия, осталось в целости и сохранности и даже стало чуть-чуть лучше! Не могу удержаться от перечисления этих приятных моему сердцу деталей, которыми CorelXARA 2.0 очаровывает пользователей.
Во-первых, вызывающая простота и удобство при создании и редактировании векторных изображений. Причём просто не потому, что примитивно, а потому что эргономично! Настолько просто, что известный CorelDRAW! кажется бессмысленной грудой навороченных "форточек", - этот пакет делает то же самое, что и CorelXARA 2.0, только менее элегантно. Впрочем, каюсь, это дело вкуса.
Во-вторых, это работа со слоями, приближающая CorelXARA 2.0 по творческим возможностям к Photoshop. И, в-третьих, нельзя не отметить продуманный интерфейс инструментов градиентной заливки и прозрачности. В этой версии появился ряд дополнений, выводящих CorelXARA 2.0 на новый уровень. Давайте вначале коротко охарактеризуем эти новшества, а затем рассмотрим их подробнее. В первую очередь эти нововведения касаются тех, кто творит для Интернет. Не случайно бета-версия этого продукта называлась Xara Webster.

Встроенный модуль оптимизации графики. Не секрет, что оптимизация графики для веб-страниц является очень важной задачей. Множество фирм выпускают специальные программы для ее решения. Ещё больше компаний выпускают встраиваемые plug-in для широко используемых программ. Подобные модули в последнее время становятся признаком хорошего тона в графических программах, в том числе и в векторных.

Gif-анимация. Другим, и самым интересным, на мой взгляд, нововведением CorelXARA 2.0 является возможность создания gif-анимации непосредственно в программе. Теперь создание живых мультипликаций для веб-страниц делается до обидного легко и просто. Не стану утверждать, что именно Xara Ltd первой додумались до такой простой и удобной функции. Но зато можно уверенно сказать, что теперь большинство выходящих в свет очередных версий векторных программ (а может быть и растровых) непременно включают в себя подобные модули анимации.

Обработка с растровых изображений с помощью фильтров для Photoshop. За год с CorelXARA случилось то, о чём с такой гордостью было в свое время заявлено при выпуске Adobe Illustrator, а и именно -- возможность применять фильтры Photoshop к объектам, работая непосредственно в векторной программе. О полной совместимости CorelXARA 2.0 с продуктами Adobe говорить, конечно, не приходится. Но в основном такая совместимость требовалась, чтобы применить особо модный фильтр к какому-нибудь объекту, работая в Adobe Illustrator или другом векторном программном продукте. Но теперь монополия на это "ноу-хау" заканчивается. А учитывая, что создание векторных объектов в CorelXARA значительно проще и удобнее, чем в Illustrator, можно быть уверенным, что сторонников последнего значительно поубавится, хотя некоторые консервативные полиграфисты будут продолжать свое фанатичное обожание этой громоздкой и неповоротливой программы. Привычка - вторая натура, с нею трудно расстаться. Но видимо из-за тех же консервативных привычек многие до сих пор недолюбливают Интернет. А может быть просто сказывается бессознательный страх конкуренции со стороны набирающей силу WWW. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Что ж, давайте теперь рассмотрим поближе новые приобретения CorelXARA 2.0.

Модуль оптимизации графики для вэб не бросается в глаза. Он скромно "запрятан" в команде Export и в тот момент, когда вы экспортируете в один из итернетовских форматов -- Gif или Jpg - он предстаёт пред вами. В виде, отличном от обычного экспортного окна. Внешне это напоминает Web Graphics Optimizer Express. Перед нами два окна. Слева -- начальный вид, справа -- оптимизированный. Внизу -- настройки оптимизации. К сожалению, этих настроек не столь много, и для профессиональной работы, пожалуй, маловато. Тем не менее, это наглядно и просто. Выбираете необходимый параметр, "становитесь" на Image B, назначаете предварительный просмотр Preview и наблюдаете за результатом. Внизу, под картинкой, виден её размер в килобайтах. Если результат вас не устраивает, меняете параметры: степень компрессии, размеры, а затем снова повторяете Preview. И так до тех пор, пока не придёте к желаемому результату. В заключение такой настройки можно нажатием кнопки просмотреть своё произведение в выбранном браузере. Здесь же приводится таблица, сообщающая о времени загрузки изображения при различных скоростях соединения. Небесполезная информация!

Gif-анимация в векторном пакете. Без преувеличения, это та функция, которую все ждали! И действительно, раньше, чтобы создать примитивное перемещение шарика вдоль надписи, приходилось воспользоваться несколькими программами. Теперь подобная задача решается элементарно. Сначала вы создаёте свои объекты gif-анимационной сцены в отдельном файле и копированием создаёте файл анимации. Затем, используя Gif animation bars, копируете фреймы и делаете покадровые изменения в них. К сожалению, пока все эти изменения нужно выполнять вручную. А хотелось бы расставлять ключевые позиции и совершать автоматический рендеринг. Такое усовершенствование наверняка ожидает нас в дальнейших версиях. После завершения анимации, выполняете настройку анимации: частота кадров, повторяемость, задержка цикла. Разумеется, тут же возможен предварительный просмотр. А к неудачному кадру можно вернуться и подправить его. А самое неожиданное, нет, скорее, ожидаемое, но превзошедшее все ожидания, -- это оптимизация gif-анимации. В результате оптимизации ваш файл будет состоять не из серии картинок, а из одной картинки и серии её изменений! Как правило, такая оптимизация весьма существенно уменьшает размер файла, скажем, с 60 Кбайт до 12 Кбайт. Чувствуете разницу? Раньше для выполнения оптимизации анимационного файла приходилось пользоваться отдельными "сшивающими" и оптимизирующими программами (AniMagic). Причём оптимизация выполнялась ручным способом, путём выделения зоны изменений? Бр-р-р! Но теперь нужда в программах такого рода отпадает. Хотя полностью безупречной оптимизацию палитры gif-анимации назвать нельзя.

Plug-in от Photoshop. Мы в очередной раз утверждаемся, что удачные находки конкурентов, реализованные в их продуктах, скоро становятся достоянием всех участников состязаний состязаний за содержимое кошельков пользователей. Следуя этому правилу, в CorelXARA 2.0 появилась заимствованная возможность -- применение фильтров от Photoshop к битмаповым изображениям. Зачем это нужно? А вот зачем. Мы, к примеру, импортируем изображение, вырезаем лишние элементы, и в результате имеем векторный контур, залитый импортированным изображением. Теперь выбираем в меню желаемый Plug-in. И вот результат! Единственное, что необходимо отметить, чтобы ваш фильтр "понимался" CorelXARA, это заранее поместить его в необходимый каталог. Если учесть, что фильтров (plug-ins) для Photoshop существует превеликое множество, то благодаря этому нововведению CorelXARA становится графическим инструментом с почти неограниченными возможностями. Есть, правда, небольшой нюанс: эти фильтры применимы только к битмаповым объектам. Поэтому, если вы хотите "зафильтровать" своё векторное творчество, необходимо выполнить команду Edit/Save as bitmap. Нельзя утверждать, что это удобно. Но навык по преодолению этого неудобства приходит достаточно быстро.

Библиотека градиентов. И, наконец, необходимо отметить, что библиотека градиентов заливки и прозрачности пополнилась некоторыми очень приятными функциями. Но, к сожалению, ощутить прелесть этого прогресса, можно только сравнивая первую и вторую версии CorelXARA. Впрочем, я не призываю вас ощущать прелести именно таким способом (и уже даже представил себе мазохистов, которые для подогрева своей любви к MS Word инсталлируют третью версию, а потом наслаждаются прогрессом!). В завершение можно резюмировать: появилась новая версия очень дружелюбного, удобного и элегантного графического редактора. Если вы занимаетесь графикой, особенно для Интернет, то очень мощь CorelXARA 2.0 будет оценена по достоинству. Есть и еще один маленький, но очень интернетовсий нюанс: CorelXARA 2.0 не продаётся через дилеров и дистибьютеров! Не стоит искать эту программу на полках магазинов. Официально CorelXARA 2.0 можно приобрести только через Интернет по адресу www.xara.com.

Часть2
Несколько уроков Gif-анимации с помощью CorelXARA 2.0 Приведем пару примеров, дающих представление о возможностях CorelXARA 2.0 в таком тонком деле как gif-анимация. Не секрет, что самая трудная задача - что-то придумать. Воплощение готовой идеи -- это лишь дело техники. Особенно, если у вас в руках хорошие инструменты. Но бывает, что свежие идеи приходят в голову по мере знакомства с возможностями новой программы, и ценность конечного продукта от этого не уменьшается. Но оставим художественную сторону дела и перейдём к технике.
Пример ?1 Всё просто! Берём рисунок и копируем его в новый анимационный документ: File - New - Animation. В данном случае мы берём бокал шомпанского с бутылкой. Обратите внимание, что пузырьки это отдельные сгруппированные обьекты! Затем нажимаем кнопочку Copy Frame. Тоесть мы создаёт точно такой же кадр. В него мы вносим небольшие изменения. Самое логичное в нашем случае - просто всплытие пузырьков! Просто берём и перемешаем пузырьки немного вверх. Не лишне будет их слегка увеличить. Согласитесь,что вух кадров анимации, будет нехватат. Поскольку при неудачном перемещении пузырьков может сложиться впечатление, что они тонут! По этому тем же способом делаем третий кадр, и снова вносим некоторые изменения. Разумеется перемещение и увеличение пузырьков это самое простое, что приходит в голову. Ведь можно Изменять форму кривых рюмки или бутылки, можно наносить надписи и менять цвет фукв от кадра к кадру? Разумеется всё в ваших силах. С помощью кнопочки Preview смотрим на получившееся кино! И если нас, что-то неустраивает - редактируем неудачный кадр! В Animation Property мы устанавливаем частоту кадров и другие анимационные и оптимизационные параметры. Спомощью Export - Animated Gif - мы экспортируем законченое произведение! Вот ещё несколько примеров такой же простой анимации.
Пример ?2 Мой друг очень любит сериал про Альфа! По этому я шлю ему вот такое "кино", сопровождая его каждый раз разными фразами! Это делается немного хитрее. Вот моё НОУ-ХАУ:
1. Для начала вырежем изображение самого Альфа из графического файла. Ипортируем картинку, затем создаём замкнутый контур по форме Альфа. Благодаря удобсву CorelXARA редактировать эту форму можно очень точно! После этого отрежем всё лишнее! Выделяем все обьекты и разрезаем объекты IntersectShapes.
2. Отчленяем движущиеся части! В данном случае челюсть. Копируем вырезанноно Алфа и таким же образом (обводим и вырезаем) получаем отдельную челюсть. Маленький нюанс! На мой взгляд, имеет смысл нижнюю часть челюсти "затереть" путём градиентной прозрачности. Это создаст эффект гладкого перехода в области шеи. Кроме того в "исходном" Альфе необходимо "затереть" то место, где находилась нижняя челюсть. Создаём контур и с помощью SubtractShapes - вырезаем лишюю
часть.
3.
Исходя из того, что рот предполагается открывать, надо создать "дырочку ото рта" на доторой будет двигаться челюсть! Создаём. Возможно не лишними, в данном случае будут зубы! Не забудьте сгруппировать эти элементы!
4. Совмешаем все три элемента, разумеется учитывая их "накладываемость". Тоесть сначала основная форма, затем "дырочка ото рта", а затем челюсть.
5. Выделяем всё и копируем. Copy.
6. Создаём новый файл анимации. Вставляем из буфера Paste. А дальше всё просто. Копируем кадры и вносим изменения. В нашем случае просто перемещаем челюсть и немного поворачиваем вокруг предполагаемого челюстного сустава. И так 4-5 кадров. Таким образом перед нами живой Альф!

Смею утверждать, что это самый простой и удобный способ оживить вашу вэб-страничку или добавить хорошего настроения вашему почтовому обоненту.

Важный совет! Прежде чем создавать анимацию - не потрудитесь создать (и копировать его из кадра в кадр) незаполненный контур. Нечто вроде экрана для вашей анимации. Это вам очень пригодится, если вы захотите сделать въезжание посторонних объектов (надписей) в банер! Дело в том, что CorelXARA создаёт файл Gif-анимации исходя из размеров наибольшей площади, на которой находятся все обьекты кадра. То есть если в кадр вкатывается шарик, то ваша анимация будет содержать изображения этого шарика до того как он вкатился! Рамка нужна для того, что бы удальть лишние элементы из "невидимой" зоны. Кстати эту рамку тоже можно в последствии безболезненно удалить. Иными словани чаще смотрите Preview на предмет наличия лишних элементов.

В заключение должен предостеречь новоиспечённых аниматоров от самой распространенной ошибки.
Друзья, старайтесь применять анимацию (да и графику) только там, где без этого не обойтись. Ничто не может вызвать большего раздражения (особенно при не самой хорошей связи), когда компьютер тянет с сервера совершенно бесполезную цветную подчёркивающую полоску, которая к тому же и анимирована, но не оптимизирована. Такой анимации следует давать четкую правовую оценку - это просто мелкое хулиганство. Помните, что воплощая свои смелые дизайнерские идеи вы рискуете, что потерявший терпение посетитель сайта в конечном итоге просто отключит загрузку картинок. К чему тогда ваш доблестный труд? Поэтому, создавая свои шедевры, думайте, пожалуйста, о пользователях.


? Олег ТИщенков 1999
Журнал "Домашний компьютер" ?6 1999