Журнал "Домашний компьютер":

Corel XARA любовь моя - 2

Headline studio новый стандарт или стандарто-мания? (Metacreations Hadline Sudio)

Создай свой мир! (Bryce3D)

Сказание о бесплатном мыле (Kai's Photo Soap)

Экспрессионизм тоже должен быть ... (Metacreations Expression)

Первый урок Adobe Photoshop

Show must go on!
(Kai's Power Show)


Painter 5 что новенького? (Fractal Design Painter 5)

Газета "Смоленские губернские ведомости":

Всё будет хорошо

Газета "Хай - Хэт"

Всё будет х..

о газетах и песТнях...

Дело рук самих

Экспрессионизм тоже должен быть компьютерным!

Часть 1 - общая
Так повелось, что компьютер, превратившись из узконаправленного научного приборчика в универсальное подручное средство художников, с выходом каждой новой программы бросает вызов ручному труду. Уникальность и неповторимость ручного труда снова под сомнением! Fractal Design Expression. Сегодня перчатка брошена корпорацией Metatools!

Давным-давно, когда персональные компьютеры были только вымыслом самых смелых писателей-фантастов, ни кто и не подозревал, о том, что настанет тот час, когда рутина ручного человеческого труда целиком возляжет на хрупкие "плечи" тонкослойных процессоров. Затем, когда на горизонтах техники замаячили первые ЭВМ, человечество восхитилось, и постаралось перевести всё, что можно в цифровую форму, избавив себя, таким образом, от множества проблем. Замечательно! Все продолжают работать продавцами, кондукторами, архитекторами, почтальонами и художниками, несмотря на то, что зависимость то компьютера объединяет всех и превращает в пользователей. Пессимистические писатели-фантасты по такому поводу бьют тревогу. Все остальные просто считают это разумеющимися благами цивилизации.

В такое время мы живем. В эйфории компьютерного бума каждый выход последующей версии очередной программы является торжеством победы умственного труда над трудом физическим, а значит - ручным. Здесь-то самое время остановиться и определить свою позицию к тотальной компьютеризации всех отраслей человеческой жизнедеятельности. Однако нет! Давайте-ка, оставим в стороне футуристические споры о цифровом будущем человечества и поговорим о конкретных вещах. Вернее о графических программах. Ещё точнее, об очередном проекте - Expression корпорации Fractal Design, которая нынче именуется Metatools.

И так мы ведём свое повествование о том, что художники, как и весь прогрессивный народ, доверили машинам ручной труд. То есть желание, и необходимость трудится остались. Но то, что ранее называлось рутиной, превратилось в банальную виртуозность(!) владения компьютером. Осознавая это, а так же бесконечное стремление асимптотически сымитировать ручную работу с помощью компьютера, десятки корпораций ведут непримиримый бой на рынке графических программ!

И вот уже линия фронта распадается на несколько независимых участков сражений. А именно векторные, растровые и трёхмерные "рисовалки" (здесь же, наверное, и CAD-ы). Иногда, на рынке происходит заметное оживление, связанное с тем, что кто-либо из участников баталий в очередной раз производит революцию и вырывается вперёд. Правда, не надолго, поскольку конкуренты не дремлют и в ответ обязательно что-нибудь предпринимают. И не видно конца края этим сражениям. А в итоге пользователи, к своему удовольствию, каждый год получают всё более совершенные средства. Впрочем, мы опять отвлеклись!

Корпорация Fractal Design всегда шла в авангарде. С выходом каждого нового продукта пользователей ожидают очередные революционные(!) средства рисования! До сих пор это относилось к непревзойдённым растровым Painter-ам. С выходом последней - пятой версии Painter-а, грань между компьютерной имитацией и традиционнми средствами рисования казалась окончательно стёртой!

Тупик? Нет!
Представьте себе удобство векторного рисования и визуальный эффект реального, "ручного".
Когда вы проводите линию широкой кистью масляной краски с помощью кривых Безье! А затем вы изменяете форму кисти, или вообще присваиваете линии форму рисунка. При этом, разумеется вы имеете возможность редактировать как форму линии, так и форму кисти. Причём, Expression - это еинственная(!) векторная программа, которая имеет полную совместимость к давлению чувствительных графических планшетов. Это позволяет художникам передать их существующие артистические навыки простыми, естественными жестами. Далее слова теряют силу уступая место иллюстрациям.

После первого беглого знакомства с Expression эго название вам покажется абсолютно точным! Ну конечно экспрессионизм, причем скорее всего тот, настоящий - немецкий!

В следующей главе мы продолжим рассказ о Expression. Мы остановимся на достоинствах и поговорим о недостатках. Да, к сожалению (полагаю - временному), эта программа имеет некоторые упущения, в результате чего Expression нельзя назвать совершенным эмулятором ручного рисования. Но, тем не менее, Expression обозначил новые революционные направления в векторных программах. И уже одно это достойно вашего внимания!

Часть 2 - конкретная.

И так наш рассказ о новом графическом пакете корпорации Metatools - Expression.

Перед нами незамысловатый современный векторный графический редактор. Современный это значит, что создавать, редактировать, и группировать обьекты под силу начинающему пользователю! Это значит, что реализована идеология работы со слоями. И даже осуществлена возможность работы с прозрачностью. В общем обычный "джентельменский набор" в ярко-выраженном Fractal Design-овском интерфейсе. Однако за всей этой кажущейся простотой стоит основное достоинство и даже можно сказать -революционное начинание Expression, а именно работа над формой кисти!

В двух словах основной принцип этой концепции состоит в следующем. Во всех извесных ранее векторных графических программах замкнутый объет включает в себя две независимо редактируемые категории - заливку и линию, которой этот объект очерчивается. Expression - усложняет эту аксиому и вводит понятие формы кисти. Иными словами если раньше линия могла варьровать ширину, цвет и "пунктирность(?)" - то теперь к числу изменяемых параметоров добавляется ещё и сама форма кисти. Эта форма представляет из себя векторный обьект или несколько обьектов, со своей независимой заливкой и прозрачностями.


Именно это на мой взгляд и является тем самым революционным вызовом ручному труду. Теперь ваша линия из строгой "пластмассовости", присущей векторному рисованию, буквально оживает! И в зависимости от выбранной вами формы она может быть и мягкой акварельной кистью, и жесткой кистью масляной краски и даже мастихином! Более того, присвоив кисти форму какого-либо обьекта перед вами открываются новые грани творчества неизвестной ранее тенхнологии живописи и графики.

Наиболее доходчиво это можно проиллюстрировать присвоив произвольной кривой форму "собачки" из стандартного набора. А так как вы рисуете векторами - то и "собачка" ваша автоматически меняет форму тела при редактировании -узлов.

Необходимо сказать, что создатели Expression побеспокоились о нас с вами и создали большущую библиотеку форм кистей. Так, что для удоволетворения своего первичного творческого интереса - вполне достаточно!

И ещё одно замечательное новшество от Expression - аниматоры-сосредоточтесь! Теперь вы можете заливать - незамкнутый обьект! Обратимся к элементарному примеру - ушко у поросёнка! На какие ухищьрения вам пришлосьбы пойти, соберись вы это реализовать в Corel DRAW? Плюс, извините за настойчивость, элементароное редактирование! Через пару-тройку кадров наш поросёнок бойко замашет ушками!

И вот когда приступ эйфории немного отступил можно набраться смелости и поговорить о недостатках Expression.

Первый и на мой взгляд самый основной недостаток Expression состоит в том, что создатели не предусмотрели экспорта растровых изображений! Остаётся только мечтать о том, каких замечательных эфектов можно было бы добиться при наличии этой совершенно очевидной функции.

Второе. Интерфейс вещь, разумеется субьективная. Но более неудобного инструмента поворота реализовать, пожалуй, невозможно!

Третий шокирующий момент! Если вы создадите свою неповторимую библиотеку градиентных заливок. Томожете быть абсолютно уверенными, что ей никто не воспользуется. Так как ваш *.XPR-файл на другой машине будет залит цветами "тамошней" библиотеки! Фантастический недочёт!

Остальные недостатки не столь серьёзные, но и о них имеет смысл сказать по той причине, что если их устранить, то получится идеальный продукт!


При открытии файлов нет предварительного просмотра - prewiew!
Прозрачность. Она ведь тоже имеет право быть градиентной!
Импорт. Я понимаю, что идёт война с конкурентами. Но ведь *.cdr - это почти стандарт! И он тоже развивается. Многие ведь уже и не помнят о CorelDRAW 6.0! А более поздние версии импортированию не поддаются!
Экспорт! Если вы делаете малюсенькую мулечку для internet, то вам придётся сначала экспортировать всю станицу, а затем уже в другой программе вырезать необходимую вам часть. И вообще создаётся впечатление, что Expression против internet-а! Конвертирование в векторные форматы, к сожалению, не предусмотрено.
Печать! В общем, распечатать "навороченную" картинку напрямую из Expression мне не удалось. Цвет формы кистей при печати становился радикально чёрным. Пришлось экспортировать в растр и печатать из Photoshop.
И ещё. Мне не хотелось бы снискать репутацию дотошного юзера, но уж коль представилась возможность высказать наболевшее, позвольте последнюю претензию. Работая с Expression, а в последствии над настоящей статьёй, я неоднократно посещал сервер www.metatools.com. Ознакомившись с официальной информацией из первоисточника о возможностях Expression, я с удовольствием узнал о возможности работать с последовательностью кадров в форматах * .mov и *.avi. Но мои попытки в области анимации непосредственно в Expression, к величайшему огорчению, не увенчались успехом!

И в заключении о главном.
Разумеется, существует версия Expression для Apple-совместимых компьютеров. И возможно проблем, с которыми я столкнулся, работая с Expression для Windows, на Маках не существует. Однако в статье рассматривается версия для платформы PC, по этому отметим, что Expression требует:
Процессор: 486, Pentium или Pentium Pro,
Microsoft Windows или Windows NT,
Минимум 12 MB RAM (рекомендуется 16MB или больше).

PS. Corel DRAW 8.0 сиротливо пылится в дальнем углу моего винчестера и если бы не богатство возможностей экспора-импорта, то его участь давно была бы решена. В пользу Expression и Corel XARA! И на последок небольшое предостережение: если у вас нет опыта (даже самого скромного) работы с векторными программами то знакомство с Expression может показаться невероятно сложной. И даже может погасить интерес к компьютерной графике вообще.

А в остальном, как я уже говорил - идеальный продукт. Почти!

Журнал "Домашний компьютер" ?5 1998
? Олег Тищенков 1998